Вырезанный в отвесной скале отель Ганкуцу — мечта одного человека, Такахаси Минекичи. Фермер начал разработку своего сложного творения в городе Ёсими в префектуре Сайтама примерно в начале двадцатого века, работая более двух десятилетий, используя только простые инструменты.
Название «Отель Ганкуцу» («пещерный отель») неточно, поскольку Такахаси, назвавший свое творение Косёкан, не намеревался размещать гостей. Однако дошедшая до нас история рассказывает, как соседи, обсуждая странное поведение Такахаши, воскликнули, что он ганкуцу хоттеру (роет пещеру). Со временем местное произношение сократилось до hotteru (копать) до hoteru (отель), что привело к названию, под которым это сооружение наиболее известно.
Борьба с камнем и грунтовыми водами
Оригинальный эскиз отеля «Ганкуцу», сделанный Такахаси, показывает трехэтажный фасад западного дизайна высотой 21,8 метра. Пропорции между различными частями близки к так называемому золотому сечению, хотя неясно, было ли это сделано намеренно. На эскизе не показан интерьер, но симметричные пропорции предполагают идентичные независимые крылья, соединенные большим центральным залом. Такаши мог представить, что комнаты в каждом крыле будут иметь определенное назначение, например научная лаборатория на первом этаже.
Фасад Такахаси выгравировал на скале, но работа осталась незавершеной: ее ширина составляет всего 20 метров, а высота - два этажа. Частичный контур окна — единственный намек на то, где будет третий этаж. Пещера также незакончена, а существующим комнатам и элементам не хватает симметрии, заложенной в проекте Такахаши. Эти недостатки объясняются трудностями ручных раскопок. Хотя скала, в которой находится отель «Ганкуцу», состоит из мягкой пористой вулканической породы, называемой туфом, она также содержит плотные слои, которые помешали примитивным инструментам Такахаси. Грунтовые воды, просачивающиеся из трещин, также местами блокировали его продвижение, не оставляя ему иного выбора, кроме как отклониться от первоначальной планировки.
Однако отсутствие симметрии не делает отель Ганкуцу менее впечатляющим. Проявив удивительное мастерство и решимость, Такахаси и его сын Тайдзи вырезали все элементы пещеры от потолка до пола, включая мебель, из окружающей скалы. Только дверь первого этажа и перила балкона второго этажа не каменные.
Выражение научного духа
Отель Ганкуцу — загадка. Несмотря на продуманный дизайн, его особенности контрастируют с определяющей характеристикой архитектуры – балансом между красотой и функциональностью. Лабораторные столы, вазы для цветов и полки зафиксированы на своих местах, что делает их непрактичными, а каменные колонны и балки являются излишними подконструкциями. Трудно понять смысл этих предметов с практической точки зрения, но, возможно, именно это и было намерением Такахаши. Несколько сохранившихся документов позволяют предположить, что он хотел, чтобы отель Ганкуцу был «искусственной достопримечательностью», и с самого начала планировал, что им будут восхищаться как диковинкой.
Легко представить, что Такахаси задумал отель Ганкуцу, чтобы выразить дух и образ жизни новой эпохи, находящейся под влиянием Запада, которая пленила его воображение. Общаясь посредством архитектуры, он стремился передать западную культуру как модель, которая принесла с собой зарождение новой научной эры и концепций красоты, справедливости и рациональности. Эти чувства он выразил в строгом масштабе, симметричном дизайне и золотом сечении своего трехэтажного фасада в западном стиле, а также в таких деталях интерьера, как сводчатый потолок центрального зала, научная лаборатория и телефонная комната.
Умирающая архитектурная мечта
Отель Ганкуцу является примером архитектуры, которую иногда называют наивным искусством, определяемым как сложная работа человека, имеющего небольшое формальное образование или вообще не имеющего его. Во всем мире существует ряд известных архитектурных творений этого жанра, в том числе Идеальный дворец, сооружение Фердинанда Шеваля (1836–1924) в Отриве на юго-востоке Франции, жизнь которого является предметом фильма 2018 года «Идеальный дворец». . Башни Уоттс, построенные Саймоном Родиа (1879–1965) в Лос-Анджелесе, — еще одно замысловатое сооружение, признанное национальным историческим памятником США и остающееся популярной туристической остановкой.
Япония, однако, не спешила осознавать ценность такой архитектуры. Изобретателю Мияке Сакаэ было за семьдесят, когда он начал собирать свою студию на месте, которое сейчас называется Минами Босо в префектуре Тиба, — проект, который занимал его почти два десятилетия. Хотя оно и приобрело известность в определенных кругах, в 1987 году здание было снесено.
Та же участь постигла и отель Ганкуцу: он медленно превращается в пыль, так и не достроившись. Часть скалы обрушилась во время тайфуна 1982 года, а большая часть фасада обрушилась во время другого шторма в июне 1985 года. Эрозия также нанесла серьезный урон как снаружи, так и внутри конструкции, и сегодня это единственный способ увидеть Творение Такахаси во всем своем великолепии представлено на фотографиях Араи Хиденори 1978 года.
Железные ворота теперь отделяют отель Ганкуцу от внешнего мира. Изолированная, великая мечта Такахаши остается незавершенной, поскольку скала постепенно рушится.