Frigate Aero Tours
Японский туроператор
Лицензия Tottori #3-92

Онлайн-бронирование Facebook Facebook Facebook
Интересные статьи 31.07.2024
Тайны и сложность: гений Миядзаки Хаяо

Возвращение величественного Миядзаки Хаяо с картиной «Мальчик и цапля» стало триумфом, удостоившим его второй заветной награды «Оскар» в 2024 году. Картину, принёсшую ему столь желаемое признание, встретили в Японии с неоднозначностью. Разнообразные мнения раздавались, как колокольный звон, резонируя в умах зрителей: одни говорили о сложности, порой даже запутанности сюжета, другие восхищались глубиной и богатством художественного замысла.


Лучший прием за рубежом
Фильм мастера анимации Миядзаки Хаяо «Мальчик и птица», явленный миру в июле 2023 года, стал событием, которое прошло в свете ожиданий и сомнений. Десять лет отделяют его от предыдущего творения, «Ветер крепчает», и это длительное молчание было насыщено не только ожиданием новых идей, но и напряжением судорожных приговоров.

Зрители Японии, покидая кинотеатры, разделились на два полюса. Некоторые, с недоумением в глазах, заявляли, что замысел фильма слишком запутан и многогранен. Они терялись в личных интерпретациях, находя смысл под толщей символов, о которых режиссер явно оставил много вопросов без ответов. Однако среди отзывающихся нашлись и те, кто, напротив, обрел восторг. Они заявляли о свободе, присущей экспериментам Миядзаки, рассматривая его новаторский подход к повествованию как откровение. Яркая палитра рисованного искусства и неуловимое парящее воображение пленило сердца истинных ценителей, обостряя ощущение творческой свободы.

Студия Ghibli, отказавшаяся от внешних инвестиций, вложила огромный бюджет в свое новое творение, что дало Миядзаки удивительную свободу в работе, освободив его от давления временных рамок. Такая независимость, возможно, и предопределила ту яркую образность и многослойность сюжета, собственно говоря, готового продукта.

Стратегия секретности вокруг процесса создания фильма порождала неимоверный ажиотаж. Студия решила не рассекречивать ни трейлеров, ни кадров до самого релиза. Не было даже ни краткого содержания, ни описания персонажей, ни титров производственного персонала — лишь единственный постер. Эта необычная тактика привела к волнению и обсуждениям в преддверии выхода картины.

Тем не менее, фильм не оправдал ожиданий в японских кинотеатрах, зарабатывая всего 9,3 миллиарда иен, не дотянув до заветного рубежа в 10 миллиардов. Однако за пределами родной страны его успех был грандиозен. В Северной Америке он дебютировал с рекордными сборами в 46,8 миллиона долларов, покорив вершины кассовых сборов, что стало величайшим достижением для иностранного фильма.

Успех продолжился и в Китае, где картина установила новый рекорд, заработав 770 миллионов юаней лишь за месяц, став вторым самым кассовым японским фильмом в истории.

Критикам фильм также пришелся по душе. Он получил «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший анимационный фильм, что стало значительным достижением. В мае Каннский кинофестиваль наградил Ghibli почетной «Золотой пальмовой ветвью», что стало знаком признания как для Миядзаки, так и для легендарного Такахаты Исао. Таким образом, успех «Мальчика и птицы» ознаменовал новую эру для Ghibli, увековечив их на международной арене киноискусства.


Великолепный мир, нарисованный от руки
Взгляд на фильм «Мальчик и птица» невольно подносит на поверхность глубокую трепетную ностальгию, ведь возможно, он является последним творением великого 83-летнего режиссера. В современном мире, где потоковые сервисы завоевали сердца зрителей, эту историю окутывает особая атмосфера. С 2020 года Max, некогда известный как HBO Max, начал транслировать шедевры Studio Ghibli в Северной Америке, в то время как Netflix расширил горизонты анимации, предлагая фильмы на других территориях.

Однако лишь эти факторы не объясняют истинной причины любви публики к «Мальчику и птице». Он надежно обернут в уникальный стиль, присущий Миядзаки. Качество 2D-анимации, выполненной с такой тщательностью, неизменно восхищает зарубежного зрителя. Визуальные образы, где яркие попугаи парят над лягушками, а мир, находящийся в полуразрушенной башне, расцветает в утонченных цветах, передают ту магию, которую может создать лишь традиционно рисованное полотно.

Рисованная 2D анимация — это искусство, требующее от аниматоров колоссального мастерства и терпения. Каждый штрих, каждое движение — результат кропотливой работы, отбирающей время и силы. В производственном процессе каждая сцена фильма создавалась руками опытных аниматоров, среди которых выделяется имя великого Миядзаки.

Однако времена меняются, и на современном горизонте царит 3D CG, захватывающая сила компьютерной графики. Этот подход стал мейнстримом в создании зарубежных полнометражных анимаций. Зачастую даже те произведения, которые с гордостью именуются нарисованными от руки, на деле представляют собой смешение традиционного и современного, задействующего внушительные объемы компьютерной обработки. Таким образом, различить истинную рисованную анимацию становится все сложнее.

Тем не менее, студия Ghibli смело сохраняет традиционные методы, оставаясь исключением в этой новой реальности. Интересно осознавать, что всего два рисованных анимационных фильма удостоились премии «Оскар» за лучший анимационный фильм, и оба ― детище Ghibli: «Унесенные призраками» в 2003 году и «Мальчик и птица» в 2023. Подобные факты лишь подчеркивают значимость остающегося в тени искусства.


Сила пробелов в повествовании
Одна из привлекательных черт фильмов Миядзаки заключается в их уникальной структуре, отличающейся от типичных анимационных лент для детей, предложенных, например, студиями Disney и Pixar. Эти последние стремятся к дидактике, изображая родителей и детей в идеализированных ролях, что часто лишает их глубины, несмотря на всю привлекательность.

Работы Миядзаки, напротив, лишены однозначной морали. Он не проводит четкую градацию между добром и злом. В «Мальчике и птице» главный герой наносит себе увечья, создавая иллюзию, что это сделал кто-то другой, и в какой-то момент признает свою внутреннюю злость. Это заставляет нас задуматься о том, что злые импульсы присутствуют в каждом из нас, и мир полон агрессии. Миядзаки не учит, а провоцирует размышления, что придает его творчеству особую глубину.

Исао Такахата, режиссировавший шедевры вроде «Могилы светлячков», строил свои нарративы логически. Миядзаки же полагается на визуальные эффекты, что создает эффект непредсказуемости. С течением времени он начал отходить от простых рассказов к темам, в которых тайны остаются неразгаданными. Например, никто не объясняет, почему Порко стал свиньей, и мы не знаем, разрешится ли проклятие в «Принцессе Мононоке». В «Ходячем замке» война между странами остается в тени, подчеркивая загадку мира Миядзаки.


Выход на мировой уровень
Миядзаки получил известность в Японии благодаря своему произведению — фильму "Навсикая из Долины ветров", вышедшему в 1984 году. Этот фильм, как бы далеко он не уводил зрителя в мир фантазий, не стал той путеводной звездой, что осветит путь его автору к международному признанию. В то время как «Мой сосед Тоторо» и «Служба доставки Кики», представленные в конце восьмидесятых, привлекли внимание благодаря хитрой продаже видеокассет, судьба Миядзаки оставалась в тени.

Ключевым моментом в его карьере оказалось появление «Принцессы Мононоке» на экранах Северной Америки в 1999 году. Этот фильм, наполненный загадкой, открыл новые горизонты для понимания анимации как искусственной формы. А вот высшая награда — «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале, полученная за «Унесенные призраками» в 2002 году, стала знаковым событием. Впервые анимационный фильм удостоился такой чести.

Такое признание может объясняться глубиной его работ, способных порождать множество интерпретаций, вызывая интерес во всем мире. На последних Каннских фестивалях анимация не просто существовала — она обрела статус серьезного искусства, пополняя программы, где прежде не смотрели на нее как на равноправного участника. Таким образом, победа Миядзаки и Studio Ghibli должна быть воспринята в свете этих новых, смелых горизонтов.