Frigate Aero Tours
Японский туроператор
Лицензия Tottori #3-92

Онлайн-бронирование Facebook Facebook Facebook
Интересные статьи 12.08.2023
Главные синтоистские боги

Синтоистские боги по-японски называются ками и являются частью синтоистского культа и мифологической основы Японии, ее территории и цивилизации. Этим бесчисленным божественным духам, связанным с природными элементами или важными сферами повседневной жизни, поклоняются в святилищах.

Официальное зарождение синтоистского культа в Японии точно датировать сложно. Обычно считается, что его развитие было тесно переплетено с зарождением японской цивилизации в доисторический период Дзёмон.

Синтоизм является анимистической и политеистической религией и не имеет официального основателя или священного текста. Однако существуют два основных произведения, которые считаются старейшими известными текстами по этому вопросу:

  • Кодзики , датированный 712 годом, что можно перевести как «Записи о древних делах»;
  • Нихон Сёки составлен в 720 году, название которого переводится как «Хроники Японии».

Эти сборники рассказывают об истории Японии и ее основных мифах об основании, а также о хронологии синтоистских богов, называемых ками. Они также содержат обычаи, которые выполняются и сегодня, ритуалы и церемонии, связанные с культом этих божественных духов.

Слово «синто», на японском языке, означает «путь богов» и определяет существование множества богов. Почти бесконечное количество синтоистских божеств в Японии иногда оценивается в 8 миллионов. В это число входят природные явления, такие как водопады или скалы определенной формы, а также первичные элементы, такие как солнце, ветер и земля.

На самом деле, понятие ками шире, чем понятие простого бога. Известный японский ученый Мотоори Норинага (1730 - 1801) дал следующее определение:

«[…] любое существо, которое обладает каким-либо выдающимся и необычным качеством и внушает благоговение, называется ками».

За пределами Японии знакомство с ками часто происходит через студию Ghibli и анимационные фильмы Хаяо Миядзаки, где они представлены с большой поэзией.

У этих духовных существ, как и у людей, есть настроение, и они могут совершать добрые дела так же, как и плохие. Добро и зло не противопоставлены, и божество может быть и тем, и другим на протяжении всего своего существования. Смертных, совершивших великие дела, таких как военные генералы или влиятельные мыслители, можно обожествлять и поклоняться им.

Синтоистские святыни обычно называются дзиндзя и являются местами поклонения японцев и местом отдыха божественных духов. Их можно найти где угодно: на углу улицы в городе или спрятанными под пологом леса. Большинство мест являются домом для нескольких ками, и в Японии существует иерархия святилищ, двумя наиболее важными и священными из которых являются Исэ и Идзумо .

  • Исэ-дзингу — самое священное синтоистское святилище Японии
  • Идзумо Тайся - Великий храм Симанэ

Ежегодно в святилищах устраивают праздничные торжества, называемые мацури. Одним из основных моментов этих фестивалей является парад ками в их переносных святилищах микоси на близлежащих улицах, чтобы благословить район и его жителей.


Главные японские ками

Чтобы показать свое уважение к богам и их действиям, японцы используют следующие почетные суффиксы:

  • "-сама ";
  • « -но Микото » для «Оками», что означает «великий бог» и используется только для самых важных ками.

Обратите внимание, что имена каждого синтоистского божества часто могут быть написаны разными кандзи.


Идзанаги и Идзанами

Соответственно, первобытный бог и богиня, Изанаги и Идзанами представляют пару основателей Японии и также являются близнецами.

Они взбудоражили океан небесным копьем с плавучего моста в небе. Капли соли, прилипшие к копью, образовали первый участок земли архипелага, который в настоящее время находится на острове Авадзи в районе Кансай. Они поселились на острове и решили пожениться, породив другие острова Японии, а также бесчисленное множество ками.

Когда Идзанами родила огненного бога по имени Кагуцути, она получила смертельные ожоги. Таким образом, Изанаги попытался вернуть ее из царства мертвых, но ему это не удалось, и ему пришлось бежать с ордой преследующих его демонов.

После побега из Ада, он закрыл вход туда и отправился очиститься к источнику, где среди прочих родилась его дочь Аматэрасу. Говорят, что это место реки Исузу-гава, которая пересекает территорию Великого святилища Исэ Дзингу в префектуре Миэ. Таким образом, очистительные жесты мытья рук и рта водой стали обычаем и обязательными для всех, кто посещает святыню.


Аматэрасу

Богиня солнца Аматэрасу родилась из левого глаза своего отца, когда он очищался в реке в Исэ. Один из ее братьев - Цукуёми (или Цукиёми), рожденный из правого глаза, Иназаги считается богом луны и ночи. Аматэрасу — самое почитаемое божество в синтоистском культе, а японский флаг Хиномару, символизирующий солнце в красном круге, является прямой отсылкой к ней.

Известная мифическая история рассказывает, что разгневанная Сусаноо, (еще одним из ее братьев), Аматерасу удалилась в пещеру, лишив Землю солнечного света на несколько лет. Чтобы убедить ее выйти, другие боги придумали трюк с зеркалом, чтобы она подумала, что родилось еще одно солнце. Когда она выглянула из пещеры, ее собственные лучи отразились от зеркала, и она решила покинуть свое убежище.

Позже, после этого эпизода, Аматэрасу отправила одного из своих внуков по имени Ниниги на Землю, чтобы он правил страной. Он спустился с неба с 3 реликвиями, подаренными ему бабушкой:

  • Зеркало Ята - но Кагами, которое заставило ее покинуть свое укрытие;
  • Меч Кусанаги -но Цуруги;
  • Ожерелье из бисера Ясакани - ноМагатама.

Эти 3 объекта, наиболее священные для синтоизма, соответственно хранятся в Великом храме Исэ, храме Ацута-дзингу в Нагое и в Императорском дворце Токио. 


Сусаноо

Младший брат Аматэрасу, который родился из носа своего отца Изанаги, когда он очистился в реке в Исэ. Бог бурь и разрушительной природы, он характеризуется тем, что его легко разозлить, но иногда он способен на положительные поступки.

Сусаноо вначале правил миром вместе со своей сестрой. Однако он так разозлил ее, что она удалилась в пещеру.

После этого досадного эпизода, Сусаноо был изгнан из мира небесных богов и спустился на Землю, где он попал в район Идзумо, спас юную принцессу Кушинада-химэ от восьмиглавого дракона по имени Ямата-но Ороти и женился на ней. Он извлек знаменитый меч Кусанаги-но Цуруги из хвоста дракона и впоследствии предложил его Аматерасу в качестве примирительного подарка.


Окунинуси

Потомок Сусаноо, Окунинуси является ками-покровителем Великого святилища Идзумо Тайся. Доброжелательный и щедрый дух, чье имя означает «правитель великой земли», ему особенно поклоняются как богу земледелия и медицины. Особое божество области Идзумо, Окунинуши, позже было включено в национальную мифологию и в пантеон самых важных синтоистских богов.

Согласно Кодзики, он прошел через множество испытаний, прежде чем смог править регионом Идзумо и женится на принцессе Ягами-химэ. Чрезвычайно ревнивые братья дважды пытались убить Окунинуси, но мать воскресила его и отправила искать убежища в аду Не-но Куни, где правил Сусаноо.

Там он влюбился в Сусери-химэ, дочь Сусаноо, и ему пришлось преодолеть множество препятствий, придуманных богом бурь. В конце концов он вернулся на Землю с благословения своего предка, победил своих братьев и смог мирно править Изумо. Позже он передал свою силу Ниниги, посланному Аматэрасу.


Инари

Первоначально, бог хороших урожаев в стране, где выращивание риса было повсеместным, сегодня Инари почитается как бог успешного бизнеса. Он является одним из самых популярных и наиболее представленных ками Японии.

На большинстве религиозных площадок можно увидеть статуи лисы кицунэ, священного животного-посланника Инари. Он часто держит во рту ключ, который, как говорят, открывает двери гигантского зернохранилища, в котором хранятся все урожаи вселенной. Его часто одевают в красный нагрудник, как и статуи Дзидзо Босацу в японском буддизме.

Культ этого бога восходит к началу 8-го века и, как говорят, был введен кланом Хата, семьей корейских иммигрантов, которые сделали из сельской местности ками своего бога-покровителя и поселились в Фусими на юге Киото. Говорят, что название «Инари» происходит от слова «Инанари», что означает «рост риса». Его главная святыня – знаменитая и величественная Фусими Инари Тайся.


Хатиман

Уважаемый бог войны с феодального периода, Хатиману в основном поклоняются воины, включая самураев и их лордов. Его культу посвящено более 40 000 святилищ Хатиман-гу, построенных по всей стране. Ками также слился с историческим императором Оджином (200–310 гг.).

Рожденное в провинции Будзэн (сегодняшняя префектура Фукуока на острове Кюсю), это божество сначала было связано с деятельностью по добыче бронзы. Духовное место Уса-дзингу в префектуре Оита, основанное в период Нара (710–794 гг.), таким образом, является главным из японских святилищ Хатиман-гу.

Хатиман также известен как защитник клана Минамото. Говорят, что искусный воин Минамото-но Ёсиие (1039–1106) провел церемонию совершеннолетия в храме Ивасимидзу Хатиман-гу, что определенно связало бога с искусством войны


Каминари и Фудзин

Божества, существующие в синтоистском культе и буддизме, Каминари и Фудзин являются соответственно богом грома и богом ветра.

Каминари в основном известен под своим буддийским именем: Райдзин или иногда Райден . Он изображен в окружении ореола из 8 барабанов, которые символизируют звук грома и могут отгонять злых духов. Обычно нарисованный с агрессивным видом, он напоминает фигуру воина и является божеством-хранителем, защищающим вход в храмы и святыни.

Бог ветра, также называемый Футен, происходит от индуистского божества Ваю и держит на плече большой мешок или кусок ткани, содержащий ветер. Футену редко поклоняются одному, и чаще всего его изображают вместе с Райдзином, особенно под великим Каминари-моном храма Сэнсо-дзи в Асакуса в Токио.


Тэндзин

Божество неба и ками каллиграфии и литературы. Тэндзин — обожествленное имя интеллектуала и государственного деятеля Сугавара-но Митидзанэ ( 845–903).

Историк, поэт и профессор китайской литературы, этот ученый был назначен правым министром в 899 году императором Японии. Так началось соперничество с могущественным кланом Фудзивара, который занимал пост левого министра и отказывался делить власть с ученым, рожденным из низшего сословия.

Неправомерно обвиненный в заговоре против имперской власти, он был сослан на остров Кюсю и стал губернатором Дадзайфу. После его смерти несколько инцидентов, таких как преждевременная смерть министра Фудзивара, а также пожар во дворце, заставили людей задуматься о мести духа Митидзанэ. Чтобы официально реабилитировать его, он был посмертно назначен канцлером Королевства и обожествлен как ками Тенджин. Поэтому храм Дадзайфу Тенмангу был построен в его честь, чтобы его душа могла вечно покоиться с миром.

Богу учебы для младших, Тенджину теперь молятся многие ученики и студенты за их успехи в учебе и перед важными экзаменами. Его священным животным-посланником является бык, и прихожане гладят статую животного на удачу.


Императоры Японии — или Тэнно — долгое время считались живыми воплощениями синтоистских богов. Легендарный первый император Джинму, согласно официальной мифологии, является прямым потомком богини солнца Аматэрасу. Впоследствии все правящие члены были рождены от одной и той же исключительной крови, включая нынешнего императора Нарухито.

Это обожествление императора и японского народа в целом привело страну к некоторым эксцессам, оправданиям и вторжениям на протяжении всей ее истории, и особенно во время Второй мировой войны. В настоящее время Император утратил статус божества, но остается важной фигурой, символом объединенной нации и гарантом исконных синтоистских ритуалов.

Синтоизм также включает в свой пантеон многих других легендарных существ, таких как тенгу или ёкай, появляющихся в японском фольклоре, сказках и легендах.