Слово "ниндзя" стало популярным только в 20 веке, в то время как более древнее слово "синоби" было шире известно. Эти термины использовались в разное время, например "суппа" и "раппа", но наиболее часто употреблялось именно "синоби", что переводится как "скрытный" или "утаенный". Синоби, или ниндзя, были активны в разные периоды японской истории, начиная с Нанбокутё и заканчивая Эдо.
Разведка всегда играла важную роль в военных действиях. Синоби собирали информацию о местности, снабжении и укреплениях противника. Они могли проникнуть на территорию врага, исследовать его укрепления или даже войти в замок, чтобы провести саботажные акции и породить хаос.
Рождение синоби
Упоминание о ниндзя встречается в эпосе XIV века "Тайхэйки", рассказывающем о войне между двумя дворами императора Го-Дайго. Синоби из сил Асикага был послан в храм Ивасимидзу Хатиман в Киото для саботажа. Поджог территории храма, вызвавший панику у врага, стал частью партизанской тактики. Шпионы и саботажники начали действовать еще с периода Нанбокутё. Опытные ниндзя специализировались в таких операциях, воплощая в жизнь свою роль.
Самые известные синоби родом из деревень Ига и Кока (ныне города Ига и Набари в префектуре Миэ и Кока в префектуре Сига). Причины связаны с рельефом региона. Между Игой и Кокой были тесные связи, брачные союзы. Это пересеченная местность, где история и культура проникнуты традициями аскетизма. Феодальная власть не охватывала эти горные районы, где жители были готовы сопротивляться. Местные жители организовывались в вооруженные отряды и обучались синоби, преданные шпионажу и уловкам.
Энциклопедия ниндзюцу
Эпоха Эдо закончилась хаосом и беспорядками. Роль синоби теперь изменилась - им приходилось поддерживать порядок, общественную безопасность и защищать феодалов. В XVII веке люди начали беспокоиться о сохранении ниндзюцу. Появились книги, где были задокументированы методы и философия синоби. В них были магические техники и практическая мудрость о выживании и выполнении долга в трудных условиях.
Бансэнсюкай - важнейшая энциклопедия ниндзюцу, которая была создана в 1676 году из 22 томов. Она объединила основные техники ниндзя из Ига и Кока. Книга начинается с рассмотрения духовных практик, необходимых для шиноби, и затем описывает широкий спектр техник: взлом, саботаж, бой, маскировку, дипломатию, уловки и даже прогнозирование погоды. Многие из них имеют истоки в сюгэндо, включая символические жесты рук, медитативные позы, навыки огня и знание лекарственных трав. В энциклопедии перечислены инструменты ниндзя - абордажные приспособления для взбирания на стены, плоты для передвижения по воде, а также различные методы использования света и огня. В книге есть иллюстрации этих предметов и объяснения по их изготовлению и использованию.
В разделах о сборе информации о женщинах-ниндзя исторически нет упоминаний о специализированных женщинах в этой профессии. По словам профессора Ямады, женщины-ниндзя встречаются лишь в художественной литературе 20 века, не имеющей реального основания. Книги о ниндзюцу содержат мудрость, в том числе о хёрогане, эффективности окинага и других методах. Они предлагают практическую информацию о различных областях, от отношений до медицинских и фармацевтических знаний.
Иконы поп-культуры
В эпоху Эдо ниндзя стали заметнее, чем когда-либо. Они изображались в различных искусствах: кабуки, литературе, укиёэ. Большинство потеряло представление о настоящих ниндзях, и художники воплотили свои идеи. Так появился современный образ ниндзя в черной униформе с сюрикенами. На самом деле ниндзя никогда не носили такую одежду и не использовали сюрикены в реальной жизни.
Популярными были истории о магии ниндзя и легенды о бандите Исикаве Гоэмоне, скончавшемся в 1594 году. В конце эпохи Эдо реальные ниндзя ушли в прошлое, но их популярность осталась. Появление книг о ниндзя вызвало интерес к ним. Ито Гингэцу первым серьезно изучил ниндзюцу, написав несколько книг на эту тему. С 1960-х ниндзя стали появляться в кино, манге и аниме.
Глобальное явление
Американские фильмы сыграли важную роль в популяризации ниндзя по всему миру. "Выход дракона" в 1973 году открыл путь для международного интереса к боевым искусствам. Знаменитый "Выход ниндзя" (1981) с Сё Косуги укрепил эту тенденцию и запустил серию успешных продолжений, связав ниндзюцу со вселенной боевых искусств.
С начала 1980-х Хацуми Масааки, мастер ниндзюцу и глава школы Тогакуре, стал символом понимания ниндзюцу как одного из важных стилей боевых искусств Японии с богатой историей.
Каваками Дзинъити, наследник школы ниндзюцу Кока Банке, также известен в мире и часто называется Последним Ниндзя.
В 2000-х годах манга "Наруто" покорила молодое поколение, создав новый образ ниндзя с главным героем, ярко выделенным светлыми волосами и оранжевым нарядом. В 2017 году Университет Миэ основал Международный центр исследований ниндзя, а затем Международную ассоциацию исследований ниндзя. В сентябре текущего года в аэропорту Центрэйр состоится научный семинар "Ниндзя в воздухе: взгляд из разных стран". Современные исследования помогли углубить понимание истории ниндзя, сохраняя при этом ценность национальных традиций и разнообразие взглядов на эту тему.