Токайдо когда-то была важнейшей дорогой Японии, соединяющей столицу Эдо с императорской резиденцией в Киото. Этот путь служил для даймё и самураев, которые отправлялись вместе с торговцами и простыми людьми в паломничества.
В период Эдо (1603–1868) Токайдо стал одной из пяти основных магистралей страны, исходивших из Эдо (ныне Токио), и главной артерией для сообщения с Киото. Этот маршрут, названный в честь административной области, использовался с древних времен, но был значительно обновлён в XVII веке. В 1624 году добавилась последняя из знаменитых 53 почтовых станций дороги в Сёно, ставшая сорок пятой по маршруту, сейчас это территория префектуры Мие.
После победы в битве при Секигахаре Токугава Иэясу начал обеспечивать контроль над Японией. В 1601 году он приказал, чтобы каждая станция на Токайдо имела 36 лошадей для служебных посланников, чтобы обеспечить быстрое сообщение между Эдо и императорским двором в Киото и Осаке. Дорога обеспечивала безопасный и устойчивый поток товаров и путешественников, играя ключевую роль в развитии страны.
С введением системы «альтернативного посещения» санкин котай, даймё из разных регионов должны были регулярно посещать Эдо для демонстрации своей верности сёгунату. Их сопровождали большие группы, включающие фиксаторов и носильщиков. Увеличение потока людей на Токайдо способствовало развитию различных объектов обслуживания на станциях пути. Контрольно-пропускные пункты были введены для обеспечения безопасности. Хотя движение по дороге было в целом гладким, власти создавали препятствия, например, запрещая проход через мосты на некоторых реках, чтобы контролировать поток.
С течением времени, в мирный период Эдо, Токайдо отошло от своей военной роли и превратилось в популярный туристический маршрут. Простолюдины и паломники стали активно ездить, чтобы посетить святые места, такие как гора Фудзи и храм Исэ.
Гора Фудзи считалась священной, и в этот период резко возросло число ассоциаций «Фудзи ко», посвященных восхождению на вершину в качестве религиозной практики. Участники этих ассоциаций массово отправлялись в паломничество. Постоянный поток паломников в храм Исэ также увеличивался, особенно в благоприятные годы. В истории зафиксированы случаи, когда люди отправляли своих собак в качестве своих представителей на паломничество, чтобы те несли средства на путешествие на своих шеях.
Художественная литература и искусство
Писатель Джиппенша Икку завоевал сердца поклонников путешествий своим комическим романом «Tōkaidōchū hizakurige», переведённым Томасом Сатчеллом как «Mare Shank's Mare». Первый том, вышедший в 1802 году, стал бестселлером. В произведении два главных героя, Ядзиробей и Китахати, с юмором исследуют дорогу в Киото, описывая известные места, региональные блюда и местные обычаи.
Вдохновение для путешественников также пришло от серии гравюр на дереве художника Утагава Хиросигэ «Пятьдесят три станции Токайдо», опубликованной в 1830-х годах. Эти лирические изображения каждой станции дороги пробуждали страсть к путешествиям.
Тем, кто хочет путешествовать, но не имеет возможности, подойдут тематические настольные игры сугороку. В них игроки бросают кубики и могут совершить «путешествие» по иллюстрированным остановкам на шоссе, получая удовольствие от виртуальных странствий.
Быстрая Связь
Сообщество курьеров, известных как хикяку, выполняли функции, схожие с современными почтовыми и телефонными услугами. Эти курьеры, чье название переводится как «летающие ноги», преодолевали маршруты за три-четыре дня. Сёгунат обеспечивал наличие официальных посланников на каждой станции для транспортировки коробок, писем и посылок. Кроме того, существовали специальные посланники для даймё и частные мати хикяку, которые использовали для личных нужд граждан.
Система использования таких посланников продолжала действовать и в начале эпохи Мэйдзи (1868–1912). Однако, после передачи почтовой службы под управление правительства в 1871 году, операторы курьерской службы объединились для создания транспортной компании.
Дух посланников хикяку вдохновляет традицию современного Хаконэ Экиден, который проходит в новогодний сезон. В этом турнире университетские команды соревнуются на трассе, следуя старому Токайдо, в рамках двухдневной гонки из Токио в Хаконе и обратно.
Что брали с собой в дорогу?
В начале девятнадцатого века интерес к путешествиям, особенно к храму Исе, привел к увеличению числа путеводителей. Одним из них стал "Ryokō yōjinshū" (Предосторожности для путешественников), в котором рекомендовали брать с собой различные вещи: футляр с кистью и чернилами, складной веер, иглу и нить, карманное зеркало, фонарь, свечу и кремне-стальную зажигалку. Также автор призывал не забывать веревку и крючки, полезные для сушки одежды на остановках.
Не все путешественники были людьми. Есть известная история о путешествии слона в 1728 году. Китайский торговец подарил сёгунату пару слонов. В то время как самка вскоре умерла, самец доехал до Эдо, останавливаясь на станциях Токайдо. Ёсумне, сёгун, восхищался этим экзотическим животным, которое жило в садах Хамарикю до 1742 года.
Также было известное ежегодное путешествие с чаем Удзи, выращенным под Киото, который везли в керамогранитных банках к сёгуну в Эдо. В этой процессии даже даймё были вынуждены уступать дорогу чиновникам, несущим чай. Обычные жители не могли ухаживать за полями и должны были кланяться. Это вдохновило на создание сатирической детской песни о закрывании дверей, когда проходили чайные банки.
Сколько Станций?
Токайдо знаменит своими 53 станциями, однако ряд официальных документов указывает на существование ещё четырех почтовых городов между Киото и Осакой, что увеличивает общее количество до 57. Шоссе было продлено до Осаки в 1619 году, включив в себя дополнительный участок, созданный Тоётоми Хидэёси.
В последние годы некоторые местные власти начали активно продвигать концепцию шоссе с 57 станциями. Примером такого подхода является Моригути, где располагалась последняя станция на расширенном маршруте. Несмотря на это, знаменитость «Пятидесяти трех станций Токайдо», запечатлённых на произведениях Хиросигэ, и другие аспекты сохранили крепкую связь с первоначальной цифрой.
Таким образом, старинное шоссе остаётся важным частью японской истории, его маршруты и станции продолжают привлекать внимание исследователей и туристов.
Станция в Синагаве
Расстояние от Нихонбаси до первой станции в Синагаве составляет около восьми километров. Ранее эта станция располагалась у моря, но с развитием проектов мелиорации она переместилась глубже в страну, отражая изменения в границах города.
В настоящее время район вокруг станции Синагава стал крупным железнодорожным узлом и динамичным деловым центром, окруженным небоскребами. Однако всего в пятнадцати минутах пешком к югу от этого района находится старая почтовая станция Синагава. Она простирается на 3,6 километра вдоль дороги, ведущей к Судзугамори, известному месту казней, сохраняя атмосферу старой дороги Токайдо.
Сато Рёта, владелец кафе и книжного магазина Kaido Books & Coffee на улице Kita-Shinagawa Hondōri, стремится возродить интерес к этому месту. К нему присоединился Танака Ёсими, бывший владелец подержанного книжного магазина и энтузиаст исторических японских автомагистралей. Над кафе располагается пространство с примерно 10 000 книг о древних маршрутах, которое также используется для презентаций и мероприятий совместно с местной туристической службой.
Небольшая прогулка к морю открывает вид на линии прогулочных судов какатабуне и рыболовецких лодок, создавая живописную картину, объединяющую прошлое и настоящее.