Мнения о происхождении рамена разнятся, но наиболее распространенная версия гласит, что он появился из блюд из пшеницы и лапши, привезенных иммигрантами в Японию из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун в начале двадцатого века.
Став известным как рамен, блюдо распространилось в таких районах, как Йокогама и район Хаката в Фукуоке, которые тогда являлись портами. Это блюдо, также известное как Тюка-соба («китайская соба»), было основой предложениякитайских ресторанов. Ранние сорта были простыми на вид и отличались относительно легким бульоном на основе соевого соуса.
В первые послевоенные годы на многочисленных черных рынках, которые распространились по всей стране, появились и киоски с рамэном. Владельцы которых играли незатейливые мелодии, чтобы привлечь внимание к своим прилавкам, а клиенты очарованные мкзыкой, собирались ночь за ночью, чтобы насладиться ароматным и питательным блюдом, доступность которого сделала его хитом во времена дефицита и нужды.
Киоски с раменом распространились по всей стране и сыграли ключевую роль в последующем развитии региональных сортов.
В 1947 году в киоске Санкю в Куруме непреднамеренно появился бульон тонкоцу после того, как партия свиных костей слишком долго настаивалась. Новый вкус стал огромным хитом, а белый сливочный суп стал стандартом рамэн Кюсю.
Еще один киоск в районе Нагахама в Фукуоке завоевал популярность благодаря тонкой лапше, которая быстро готовилась, что нравилось вечно занятым рабочим в этом районе. Сокращенное время кипячения создало текстуру барикаты, похожую на аль денте, а меньшие порции побудили посетителей заказывать заправки лапши (каэдама), что привело к уникальному местному стилю рамэн тонкоцу.
Киоски, появившиеся вокруг трамвайных остановок в столице Вакаяме, породили местный стиль рамэн на основе соевого соуса и тонкоцу. В Саппоро киоск Aji no Sanpei взял подсказку из мисо-супа, чтобы разработать то, что стало городским стилем мисо-рамен. Эти и другие местные сорта рамэна, которые с тех пор стали известны по всей Японии, впервые появились в скромных киосках.
С ростом числа владельцев телевизоров, начавшимся в 1970-х годах, общественность начала узнавать о местных вариациях рамена, что вызвало бум на блюдо с лапшой, который длился с конца 1980-х до 1990-х годов. Магазины, выстроившиеся вдоль улиц Токио и других городов, соперничали за покупателей, предваряя период острой конкуренции, который был описан как «война рамэн».
В 2010 году появилась волна новых шеф-поваров, которые использовали методы других кухонь, таких как французская или итальянская, создавая новые чаши фьюжн.
Международная популярность рамена полностью основана на его разнообразии. Каждое сочетание местных ингредиентов и методов приготовления с другими традиционными блюдами местной кухни создало множество новых вкусов.
Разнообразие заведений, где голодные посетители могут насладиться раменом, также стало более широким. Первый в мире парк развлечений рамэн, Музей рамэн Син-Йокогама, открылся в 1994 году. Это проложило путь к общенациональной сети заведений Ramen Yokochō, которые собирают популярные местные магазины рамэн со всей Японии под одной крышей. Кроме того, существуют многочисленные фестивали рамэна.